Чайная церемония в Японии – неотъемлемая часть культуры
страны. Её подлинный смысл заключается не только в наслаждении ароматным чаем,
приготовленным по всем правилам, но и в обретении душевной гармонии, отречении
от повседневных тревог и забот и постижении канонов дзен-буддизма.
Считается, что искусство чаепития берёт своё начало в 7-8 веках н.э. По
одной из гипотез, чай был завезен в Японию буддийскими монахами из Китая,
употреблявшими этот напиток во время медитаций и культовых ритуалов. По мере
распространения дзен-буддизма и усиления культурного и политического влияния
священников ритуал чаепития становится привилегией японской знати, а к 13 веку –
привычной практикой самураев. В аристократической среде вошли в моду «чайные
турниры», участники которых должны были по вкусу чая угадать его сорт и страну,
где он выращен. Простолюдины, переняв практику чаепития, собирались компаниями и
употребляли напиток, ведя неторопливый диалог.
В 15 веке чайная церемония в
Японии получила дальнейшее развитие благодаря монаху Сюко, привнёсшему в ритуал
чаепития атмосферу простоты и естественности. При организации чайной церемонии
Сюко опирался на концепцию «ваби», построенную на четырёх принципах:
1.
гармония и естественность;
2. почтительность;
3. простота и чистота
убранства;
4. спокойствие и тишина.
Значительный вклад в развитие
чайного ритуала внёс Дзёо Такэно (1502—1555). Он начал проводить чаепития в
специальных помещениях – чайных домиках (тясицу) и использовать посуду из
керамики. Чайные домики напоминали скромные хижины восточных мудрецов и были
просты, как снаружи, так и внутри. В 16 веке выдающийся чайный мастер Сэн-но
Рикю (1522—1591) объединил идеи предшественников и доработал их. Сэн-но Рикю
сформировал этикет ритуала чаепития, строго регламентировал поведение участников
и характер их бесед, поддерживающих отрешённое настроение и стремление к
постижению истины и красоты, скрытой в простых вещах, неброских красках и
приглушенных звуках. Чайная церемония в Японии вошла в практику всех сословий. В
18 веке завоевали популярность чайные школы, где обучали всему, что связано с
искусством чаепития. Таким образом, японская чайная церемония из коллективного
употребления чая превратилась в практику духовного совершенствования, где каждый
элемент, каждое действие наполнены символическим смыслом.
Местом для
проведения классической чайной церемонии служит специально отведенная территория
с чайным домиком и садом. «Тянива» - чайный сад с вечнозелёными растениями и
кустарниками, с камнями, поросшими мхом, олицетворяет нетронутую природу. В саду
устанавливают каменные фонари, освещающие дорогу к чайному домику в вечернее и
ночное время. Их слабый свет не должен отвлекать и нарушать состояние
отрешённости. Пройдя по «родзи» – тропинке, выложенной природными камнями разных
форм и размеров, гости попадают в чайный домик. Это деревянное строение с
соломенной крышей символизирует суть концепции «ваби» - естественность и
простоту. Вход в домик узок и низок, и любой посетитель независимо от его
социального статуса вынужден низко наклониться, что означает равноправие всех
участников церемонии. В средние века низкий вход не позволял вооруженному
самураю войти в домик, и воин оставлял длинные мечи у входа.
Внутри чайного
домика находится лишь одна комната и шесть –восемь окон, обеспечивающих
естественное освещение. В стене напротив входа установлена ниша, где размещаются
благовония, цветы и свиток с дзен-буддийским высказыванием, которое определяет
тему чайного ритуала. Обстановка в комнате призвана отвлечь от будничных забот и
тревог. Стены, отделанные тёмно-серой глиной, и полумрак напоминают приятное
уединение в тени. В бронзовом котле, расположенном в центре помещения,
заваривают чай. Японская чайная церемония предусматривает использование простых
чаш грубой работы без узоров и украшений. Посуда безупречно чиста, но хранит
печать старины, заметны потемнения, связанные с солидным возрастом утвари.
Японская чайная церемония представляет собой заранее спланированную встречу
хозяина чайного домика – чайного мастера и приглашённых им гостей, их число
обычно не превышает пяти человек. Беседы, совместный отдых и приобщение к
прекрасному сопровождаются коллективным чаепитием. Японская чайная церемония
продолжается примерно 4 часа и состоит из нескольких стадий:
1. подготовка к
чайному ритуалу;
2. приём лёгкой пищи и «омогаси» - сладостей к чаю;
3.
коллективная дегустация густого зелёного чая, а затем и лёгкого чая;
4.
подготовка к уходу.
Все действия участников строго упорядочены. Чай готовит
и подаёт чайный мастер, а гости принимают чашки с напитком, поблагодарив
хозяина. Во время беседы не обсуждают мирские дела, а говорят о дзен-буддийском
изречении, написанном на свитке, о красоте цветов, можно задавать вопросы о
посуде, о происхождении чая.
В современных условиях японская чайная
церемония проводится в классическом или облегчённом варианте. При организации
классического ритуала чаепития японцы соблюдают все традиции в практически
неизменном виде. Облегчённая японская чайная церемония часто проходит в обычной
комнате, где ставят столы и стулья.
Сегодня изучением искусства чайной
церемонии занимаются в основном женщины, но и многие мужчины умеют провести
ритуал. В японских офисах оборудованы специальные помещения, где в 10 часов утра
и в 3 часа дня сотрудники устраивают совместные чаепития. Японская чайная
церемония оказала значительное влияние на мировоззрение японцев и культуру
страны, заложила основы таких искусств, как икебана, японские каменные сады и
др. Японцы считают, что чайная церемония приучает к естественности, простоте,
аккуратности и строгой дисциплине, воспитывает национальные чувства.
|