Модель структуры индивидуальности
Стратегия, названная психотерапевтом Паулем Картером, "моделью структуры индивидуальности" (Картер, 1983) подчеркивает целенаправленный характер, на первый взгляд, бесполезных частей психики и направлена на достижение равновесия между их требованиями, и генерируемыми ими результатами. Данная модель, являющаяся разновидностью шестиэтапной переоценки, в большей степени учитывает возражение остальных частей, делая возможной для них более полную экспрессию. Данная концепция также подходит к депрессии и ко многим иным нарушениям как к последствию неспособности принять и эффективно использовать части собственной индивидуальности. Предполагается, что, если основные чувства (такие, как злость, потребность в общении с людьми) отбрасываются как "плохие" личность погружается в стагнацию, поскольку не может развить определенную часть себя для того, чтобы та стала приносить ей пользу. В результате личность всю свою энергию отдает поддержанию этой части в неизменном состоянии, что в свою очередь вызывает дисфункциональное неравновесие. Данную ситуацию можно исправить с помощью следующей стратегии:
Этап I: Требования: Каковы твои желания и цели?
а) Определи цель, исходя из позитивных категорий ("Желаемая часть твоей индивидуальности").
б) Назови чувства, образы, звуки, вкусовые ощущения, ассоциируемые тобой с данной целью или желанием.
Этап II: Возражение: Существует ли какое-либо возражение против данной цели?
а) Возможное возражение вырази в форме чувственного восприятия (образы, звуки, ощущения).
б) Назови эту часть ("Возражающая часть твоей индивидуальности").
Этап III: Трансформация: Каковы требования возражающей части?
а) Спроси эту часть, чего она хочет, какова ее цель?
б) Вырази ее желания в форме целостного чувственного восприятия, т.е. образов, звуков, осязательных и вкусовых ощущений.
Этап IV: Выбор: Каким иным образом ты можешь удовлетворить требования возражающей части твоей индивидуальности?
а) Перейди в состояние творчества.
б)Генерируй максимальное количество выборов, призванных удовлетворить требование сопротивляющейся части индивидуальности.
Этап V: Интегральность: Какой из этих выборов не вызывает возражения ни одной из частей индивидуальности?
а) Выясни у возражающей части, действительно ли данный выбор полностью удовлетворяет ее требования.
б) Проверь, не вызывает ли данный выбор сопротивления со стороны какой-либо иной части.
в) Если какая-нибудь часть возражает, откажись от этого выбора или же вернись к этапу 11 и примени его в отношении этой новой сопро-тивляюшей части.
Этап VI: Интеграция: Как это будет выглядеть в будущем?
а) Нарисуй в воображении момент из будущего, в котором данная цель уже будет реализована.
б) Проведи обзор этапов, которые помогли тебе приблизиться к данной цели: тренинг, обучение, упражнения.
б) Представь себе, что появляются определенные трудности и возражения, а затем - что ты используешь новые выборы,
в) Создай новый образ самого себя, в котором все части пребывают в полной гармонии (Картер, 1983).
Последующие части этой стратегии позволят наладить тесный контакт с различными частями собственной индивидуальности и облегчат исправление личного портрета, интегрирующего данные части. Особенно ценной представляется концепция использования способности воспринимать части индивидуальности как единое целое.
|