Главное меню
Авторизация





Забыли пароль?
Кто он-лайн
 
О шаманах и шаманизме Отправить на e-mail
09.03.2009

Шаманизм.

Медицину, которая существует сегодня, можно подразделить на три главных направления: 

  • Традиционная медицина – обычная, современная медицина, основанная на биологическом понимании заболевания;
  • Этномедицина – данный метод лечения предполагает лечение заболеваний на основе поверий и приемов, существующих в традиционных культурах;
  • Народная медицина – так антропологи и врачи обозначают знахарство, которое противопоставляется традиционному подходу к определению и лечению заболеваний, т.е. обычной медицине.

 

Шаманы обычно в своей практике прибегают к методам этномедицины и народной медицины.

Принцип работы шамана.

Шаман использует взаимосвязи, существующие между миром видимым и миром невидимым. Шаман основывается на законе подобия и воздействует на оба мира с помощью тысячелетиями обработанных приемов, восстанавливая космическое равновесие там, где оно нарушено. 

На видимом плане – это ритуальное действие: танец, музыка, молитва, магические предметы… 

На невидимом плане – это ритуальное поведение: соблюдение определяющих правил жизни и правил обращения с предметами.  

Далее приводятся выдержки из книги «The complete idiot`s guide to Шаманизм», автором которой является доктор философии Джини Грэм Скотт.

Шаманизм – это имеющая глубокие корни традиционная система целительства, разрешения личных и общественных проблем, когда духовный наставник или знахарь, называемый шаманом, общается с духами, как правило, в измененном состоянии сознания, для приобщения к скрытым истинам и получения мудрых советов. 

Измененное состояние сознания – это особое состояние сознания, которое может колебаться в пределах от легкой медитации и гипноза до глубокого транса.  

Транс – измененное состояние сознания, в котором человек теряет связь с повседневной действительностью и входит в другой мир. Шаманские целители, которых в Латинской Америке часто называют курандерос или пайе, - это шаманы особого вида, которые могут проводить ритуалы с пациентом или группой пациентов. 

Айауаска – так называется галлюциноген, который варится из лианы Banisteriopsis caapi, растущей в верховьях Амазонки. 

Указанное растение обычно смешивают с другими растениями, такими как чакруна, которая известна в науке как Psychotria viridis.           

Айауаска вызывает видения во время шаманского ритуала, так что шаман может видеть сверхъестественные миры. 

Активный химический элемент, ингридиент которого вызывает эти изменения в сознании, называется хармала. 

Айауаска обычно применяется шаманами Южной Америки в исцеляющей церемонии, которая может включать использование посоха, связок листьев, тыквенной трещотки и священных предметов, таких как камни и вырезанные из дерева статуи. 

Другие вещества, используемые для изменения состояния сознания, это:

· хуанто, известный как Datura spp., который также растет в верховьях Амазонки, и

· порошок под названием парика, приготовленный из семян Йопо, или Anadenanthera peregrinа, который произрастает в низовьях Амазонки. 

 

В различных областях шаманы известны под определенными именами. Из называют: 

  • КАМ- в Восточной Сибири
  • КУРАНДЕРО или ПАЙЕ – в Центральной и Южной Америке
  • ПИЙМАН – среди племени макузи в Гайане
  • ЛХАНА или БОГОЧЕЛОВЕК – на Тибете

 

Умение видеть мир духов – сущность шаманизма. Именно этот дар видения дает возможность шаману созерцать сквозь покров повседневной реальности другие сферы сверхъестественной или духовной реальности. 

Шаманы могут видеть эти альтернативные реальности, изменяя свое обычное, повседневное состояние сознание. При этом они могут использовать различные приемы или сочетания методов. 

Методы шаманизма. 

Некоторые основные методы, которые способствуют сверхъестественному видению, включают: 

  • Размышления или медитацию. Это вид концентрации внимания или расслабления, во время которого человек особенно восприимчив. Он улавливает любые мысли и образы,не интерпретируя и не удерживая их;
  • Галлюциногенные растения. Эти растения способны вызывать измененное состояние сознания, характеризующееся видением будущего, прошлого, себя со стороны и другие миры. Такими растениями являются айауаска, пейот, психоделические грибы.
  • Барабанный бой или шум трещоток. Это многократное использование ударных инструментов для воспроизведения повторяющихся ритмических шумовых эффектов помогает войти в измененное состояние сознания;
  • Песнопения, свист или молитвы. Шаман, а иногда кто-то другой, во время шаманского ритуала производит повторяющиеся ритмичные звуки, которые помогают войти в измененное состояние сознания. Часто эти песни и распевы демонстрируют то, что шамн надеется увидеть, и результаты, которые он или она стремится получить посредством данной церемонии;
  • Табачный дым. Альтернативное состояние сознания может быть получено также глотанием или вдыханием дыма табачных листьев. Эта общепринятая практика в верхнем течении Амазонки и на всем протяжении Северной, Южной и Центральной Америки.

 

Шаманизм – это древняя форма мудрости и целительства, которая берет свое начало в истоках человеческой истории. Хотя традиционные шаманы в основном помогают другим, многие современные последователи шаманизма используют его методы для иных целей, включая развитие своей личности и исцеление самого себя. 

Возникновение шаманизма. 

Говорят, что шаманизм возник около 30-10 тысяч лет назад у наших далеких предков. На Запад шаманизм распространился в 1950-60х годах, когда журналисты, эксперты и просто любопытные начали посещать шаманов по всему свету. 

Из других источников следует, что шаманизм уходит своими корнями к первым людям современного типа, появившимся около 100-30 тысяч лет назад. 

При этом датировка зависит от различия в интерпретации первобытных захоронений и наскальных рисунков. 

С 1980-ых шаманизм распространился по всему свету, так как традиционные общества начали вливаться в современную цивилизацию. Многие люди, как медики, так и представители движения New Age, стремящиеся к личному развитию, обратились к шаманизму как источнику знаний.

Некоторые антропологи, психиатры и психологи, которые изучали шаманизм, считали трансы, вызывание духов и путешествия в другие миры симптомами душевных болезней, таких как шизофрения и истерия. Не имело значения, что они никогда не встречали настоящих шаманов лично – выводы основывались на существовавшей литературе о шаманах. 

Считается, что слово «шаман» пришло из языка тунгусов Средней Сибири, которые использовали слово «саман» или «хаман» по отношению к возбужденному человеку, который обладает способностью погружаться в экстаз. 

Как становятся шаманами.

Во многих шаманских традициях требуются грандиозные усилия, чтобы стать шаманом, но существует также и духовная опасность. Например, традиционные сибирские шаманы должны пройти испытание, в котором духи разрывают их на части, а затем собирают заново, что соответствует уничтожению и возрождению личности заново. Этот процесс сродни христианским представлениям о долгой ночи душевных испытаний или поиску «третьего глаза» у североамериканских индейцев, когда посвященный проходит период лишений и тягот.

Предполагается, что в конце человек становится сильнее и может помогать и исцелять других. Но для некоторых эти испытания могут оказаться непосильными, и они покидают путь шамана. 

В некоторых случаях будущий шаман должен пройти долгий период борьбы, чтобы подавить призвание стать шаманом. В тот период, когда человек сопротивляется этому зову, он может получить предупреждение от духов о том, что если он не подчинится, то они его ранят или убьют. 

Гонения на шаманов. 

Также, как и в Восточной Сибири, в Перу шаманизм прошел период преследований, в данном случае перуанским правительством, католической церковью и традиционной медициной. Фактически преследования католической церковью и правительством начались с испанского завоевания. Ответной реакцией шаманов был уход в подполье. Но они выжили и сумели сохраниться до периода своего возрождения в наши дни. Шаманизм всегда изменялся и приспосабливался с течением времени, создавая новые духовные методики и приемы исцеления. 

Сила шамана.

Хотя сила шаманизма нейтральна сама по себе, она может обратиться к силам зла или добра, как любая форма религии и магии. Очень важно использовать шаманизм для достижения добра и позитивных целей.                              

Многие верят, что если использовать шаманизм во вред другим, негативная энергия в конце концов вернется обратно к тому человеку, который ее использовал. 

Считается, что традиционные знания включают различные способы обретения шаманского видения, - посредством воображения, уединения и обращения к духам в молитвах. Среди прочих это: 

  • Транс
  • Танец
  • Молитва
  • Распевы
  • Галлюциногенные растения
  • Глубокая медитация или созерцание
  • Сенсорные нагрузки
  • Любые комбинации вышеперечисленных способов.

 

Главное – молиться, медитировать, созерцать, уметь входить в измененное состояние сознания, открыть себя для мудрости и знаний духовных существ, в какой бы форме они ни пришли к вам. 

Знахари североамериканских индейцев используют широкий набор шаманских приемов, которые различны у разных племен. Однако общее во всех этих подходах заключается в том, что основным считается баланс и гармония во всем, глубокое уважение к Матери – Земле и всей природе, смирение перед духами. 

Равновесие и гармония жизни – это важнейшее требование не только в верованиях североамериканских индейцев, но и во многих религиях. В даосизме ПУТЬ (ДАО) являет собой Великое равновесие. Представление о равновесии инь и Ян есть и в конфуцианстве и отражено, в частности, в И-цзин. 

Знания традиционного и современного шаманизма позволят вам общаться с духовными силами или природной энергией для самолечения и поиска ответов на вопросы, которые ставит перед вами жизнь. Среди индейцев навахо болезнь рассматривается с точки зрения космической гармонии и веры в то, что люди связаны со всеми проявлениями природы и друг с другом. Итак, когда человек заболевает, основная причина в том, что он каким-то образом нарушил гармонию, и лечение заключается в ее восстановлении. 

Шаманизм эффективен для многих потому, что лечит пациента одновременно на нескольких уровнях и воздействует в разных направлениях. Сюда относятся: 

  • Причина заболевания (то есть вызвана ли болезнь биологическими сбоями, личными или семейными проблемами, или и тем и другим одновременно)
  • Степень выраженности симптомов
  • Общее состояние пациента
  • Конкретный способ лечения (обряд, распев, травы)
  • Личность и харизма целителя
  • Вера пациента в эффективность лечения
  • Психологическая поддержка пациента , получаемая от других (членов его семьи, друзей)
  • Взаимодействие данных факторов между собой

 

Шаманские методы эффективно излечивают многие заболевания. Шаман принимает во внимание не только физические симптомы болезни или травмы, но и верования и психологические потребности пациента.  

Шаманизм – это всеобъемлющий подход к здоровью, когда лечат всего человека в целом – и как члена общества, и как часть мира природы. 

Шаманы используют следующие источники силы: 

  • Магические животные. Это животные, которых вызывают шаманы для помощи в поиске знаний или лечении больных. Среди них встречаются птицы, рептилии, рыбы, земноводные, но нередко присутствуют и мистические животные. Другие их названия – животные-помощники и тотемные животные.
  • Учителя и наставники. Эти существа приходят на помощь шаману и могут принять разные формы: от реальных живых людей до предков, ангелов и духов-хранителей. Еще их называют духовными наставниками, духами-помощниками и союзниками.
  • Магические предметы. Считается, что эти предметы обладают духовной силой и энергией, которую шаман может использовать, чтобы во время обряда генерировать еще большую энергию. Их называют также священными.
  • Природные стихии. Это основные силы или попытки классификации природы. Чаще всего как североамериканские индейцы, так и западная традиция выделяют четыре стихии, или четыре элемента природы: землю, воздух, огонь и воду. В некоторых традициях, например в древнекитайской, выделялись пять элементов: вода, металл, дерево, воздух и огонь.
  • Магические песни и распевы. Это песни или сочетания слов, выражающие цель шамана при проведении обряда. В песнях обычно присутствуют ритм, осмысленные слова и мелодия. Распев – это песня с повторяющимся набором слов или бессмысленных слогов, которым придается какое-либо символическое значение; они действуют как барабанный бой.

 

Несколько примеров различных учителей и наставников, с которыми работают и к которым обращаются шаманы во время своих обрядов:                                                       

  • В Корее шаманы-новички обращаются к «живой духовной матери», которая помогает им изучить песни и танцы.
  • В племени ванна в Индонезии обращаются к духовным помощника при строительстве лодке и прокладке пути для духовного путешествия, во время которого человек из своего дома поднимается сквозь крышу к верхушкам деревьев и дальше облака. Во время путешествия его духовная команда обсуждает, как лучше управлять лодкой, искать заблудшие души и избегать врагов.
  • У хопи в Аризоне и Нью-Мексико шаман иногда вызывает качинас – духов окружающих священных гор, озер и каньонов, - которые принимают различные человеческие обличья.
  • В Средней Азии и Казахстане, где преобладает мусульманская религия, шаманы иногда взывают к Аллаху, различным мусульманским святым, целому ряду духов- помощников, которых воспринимают как джинов. Эти джинны на самом деле упоминаются  в Коране и являются отголоском шаманизма в исламе.
  • Перуанские шаманы иногда сочетают христианские традиции и древнее наследие Анд, взывая к христианским святым, а также к духам трав и другим духам природы, воплощенным в многочисленным ритуальных объектах, располагаемых на алтаре.

 

После церемонии – помните: 

Подумайте, прежде чем кому-либо рассказывать о своем опыте, так как некоторые определенно вас не поймут. К сожалению, для многих людей подобный воображаемый разговор сродни сумасшествию или маниакальному мышлению. Делитесь тем, чему вы научились и какие шаманские приемы используете, только с теми, кто, по вашему мнению, разделяет ваше мировосприятие. 

Во время церемонии.

Не отвергайте образы, даже если на первый взгляд они представляются незначительными. Когда вы ищете помощь в духовном мире, важно сохранять восприимчивость чувств. 

Путешествие.

Чтобы путешествие было плодотворным, важно осознать: что бы ни случилось, это правильно, и любой опыт призван ответить на ваши вопросы. 

Поиск наставника и учителя. 

Отправляясь в шаманское путешествие и на встречу со своим наставником, точно так же, как при поисках магического животного, не обдумывайте заранее, кто может им стать. Просто все время смотрите по сторонам с целью отыскать его. Напрягите свои органы чувств, позвольте ему или ей показаться вам. Учитель может появиться в самых причудливых обличьях – в виде человека, но также и виде ангела, в виде света или свечения и даже мифического персонажа. Учитель может проявить себя различными способами, например:

  • Сказать вам что-то или показать, ничего не говоря
  • Послать вам видение
  • Повести вас куда-то
  • Телепатически ответить на ваш вопрос
  • Подтвердить вашу веру или мнение относительно чего-либо

 

 Вашим учителем может быть кто угодно – дух, предок, а то и знаменитость. Найдя наставника, внимательно слушайте и наблюдайте за ним. Будьте готовы пойти за учителем и запомните, куда он вас поведет.

Все, что вы видите и слышите, - это ответ на ваш вопрос. Слушая своего учителя, осознайте его мудрость. Возможно, вы поймете, что эта мудрость – часть вас самого, как, впрочем, и сам учитель. 

Любые учителя, где и в каком окружении вы бы их ни встретили, могут быть источником знаний. 

И напоследок.

Главное – это тонко чувствовать, что с вами происходит. Таким образом вы получаете свою собственную информацию и неповторимый опыт. 

Не опирайтесь на чужие символы и толкования, независимо от того, прочитали ли вы о них или о них вам рассказали...

 
< Пред.
 

   
 
 
 
Copyright © Путь Творческого Самовыражения 2006 - 2012г. | Путешествия, творчество, развитие, самореализация - ПТСВ
 

    Рейтинг SunHome.ru   ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека   Rambler's Top100